муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 43»

МБОУ «СШ № 43»

Юридический и фактический адрес школы:

153030, Российская Федерация, Ивановская область, город Иваново, ул. Носова, д. 49

тел./факс (4932) 37-14-55, 42-30-52

E-mail: school43@ivedu.ru

Режим и график работы

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья 

Нормативно-правовое поле при обучении детей с ОВЗ

Нормативно-правовое поле при обучении детей с ОВЗ
«Конституция Российской Федерации» статья 43
«Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ:
статья 2, статья 5, статья 48, статья 79.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26
«Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Письмо МОиН РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082
«О совершенствовании деятельности Психолого-медико-педагогических комиссий» Письмо МОиН РФ от 23.05.2016 № ВК-1074/07
Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Приказ Министерства образования и науки РФ № ИР-535/07 от 07.06.2013
Примерные адаптированные образовательные программы
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2016 г. № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. № 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
«Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Письмо МОиН РФ от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07
«Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» Приказ МОиН РФ от 26 декабря 2013 г. № 1400

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте тренировочные сборники экзаменационных заданий для подготовки к государственному выпускному экзамену (ГВЭ-9 и ГВЭ-11) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов.

Сборники заданий охватывают 11 предметов: русский язык, математика, литература, английский язык, история, обществознание, география, биология, химия, физика и информатика. Также опубликованы тренировочные сборники для подготовки слепых обучающихся к государственной итоговой аттестации после 11 класса.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и дети-инвалиды имеют право добровольно выбрать, в какой форме они буду проходить государственную итоговую аттестацию — в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), единого государственного экзамена (ЕГЭ), либо государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

В отличие от ОГЭ и ЕГЭ, государственный выпускной экзамен проводится в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.

Для участников с ОВЗ предусмотрены особые условия сдачи экзаменов, включая помощь ассистентов и использование специальных технических средств. Экзаменационные пункты для них организуются не только в школах, но и в больницах, и на дому.

 

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимается Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ивановской области (ЦПМПК)

153002, г. Иваново, пр. Ленина, д. 41
Телефон.: +7 (4932) 37-24-44
График работы: пн. — пт. с 9 до 16.45 ч., суббота и воскресенье — выходной.
Электронная почта pm_pk2@mail.ru

 

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу.

Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно.

 

Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

 

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

·         использование специальных образовательных программ, методов обучения;

·         использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;

·         предоставление услуг ассистента/тьютера;

·         проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

·         обеспечение доступа в здание образовательной организации;

·         использование дистанционных образовательных технологий;

·         предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

 

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

 

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

 

Организация дистанционного обучения детей  с ОВЗ  и инвалидов

В мае 2010 открыт региональный Центр по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы «Организация дистанционного образования детей-инвалидов».

Основные направления деятельности РЦДО:

Координация деятельности муниципальных образований при реализации обучения с использованием дистанционных технологий

Информационно-техническое и организационно-методическое сопровождение дистанционного образования детей с ОВЗ

Воспитательная работа и социализация детей с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных технологий

Условия для дистанционного образования в настоящее время созданы для детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.
За информацией можно обращаться в управление образования администрации города Иваново или в РЦДО:

153510 Ивановская область, г. Кохма,
ул. Ивановская, д. 1, тел.: (4932) 55-85-76
электронный адрес: rcdo-kohma@mail.ru
skype: ivoblrcdo

 

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

Паспорт доступности МБОУ «СШ № 43»

План мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в МБОУ «СШ № 43» на период 2016 – 2030 гг.

Оснащенность оборудованием и техническими средствами МБОУ «СШ № 43» для создания безбарьерной среды для детей (родителей) — инвалидов и/или детей с ОВЗ.

Здания и объекты организации оборудованы техническими средствами безбарьерной среды для передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В школе созданы условия пребывания детей с ОВЗ.

В целях формирования условий по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в школу и к услугам имеется пандус.

В доступном месте  на улице на входной группе здания школы  имеется тактильная вывеска “Наименование организации”, на которой дублируются надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, которая информирует слабовидящих и незрячих посетителей о названии организации, времени работы, адресе и контактных телефонах, а так же кнопка вызова сопровождающего.

В случае необходимости учреждение имеет возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) а так же сменных кресел-колясок по предварительной заявке не позднее, чем за три рабочих дня.

Имеется стоянка для автотранспортных средств инвалидов.

Имеются поручни, расширенные дверные проемы, оборудованные туалеты для маломобильных граждан.

Для сопровождения маломобильных  граждан  и навигации по зданию  и на территории учреждение выделяет сотрудника.

Прием маломобильных граждан всеми сотрудниками школы ведется на 1 этаже основного здания, въезд через спортивный зал,где имеется пандус.

Педагогические работники в рамках прохождения курсов повышения квалификации прошли обучение по организации работы с детьми с ОВЗ.

В случае необходимости учреждение вправе привлекать специалистов для создания условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими.

Сайт школы адаптирован для инвалидов по зрению. В верхнем левом углу имеется закладка, предоставляющая возможность читать крупные буквы.

Школа имеет возможность предоставить услуги в дистанционном режиме или на дому.

Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации

в рамках реализации адаптированных образовательных программ

обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью

 

Группа Функционал
Администрация Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ:

• финансовое обеспечение реализации АОП;

• внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.);

• кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);

• обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);

• поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);

• организация мониторинга эффективности деятельности специалистов

Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) — члены психолого-педагогического консилиума (ППк) •                     Разработка и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана;

•                     отслеживание динамики развития обучающегося;

•                     оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых корректив;

•                     помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;

•                     проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

•                     консультирование родителей

Учитель Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка:

• участие в разработке адаптированных образовательных программ;

• разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;

• организация развивающей среды в классе;

• формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;

• формирование у всех обучающихся учебной мотивации;

• выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;

• применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;

• адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);

• выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ

Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования •                    участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;

•                    помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с ОВЗ;

•                     применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе детей с ОВЗ

 

 

 

Структура и органы управления образовательной организацией

Документы

Образование

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема (перевода)