ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования:

построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

 

Программа направлена на:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- формирование экологической культуры.

 

Программа обеспечивает:

- формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

- усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

- приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

- приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

- участие обучающихся  в экологическом просвещении сверстников, родителей; в благоустройстве школы, класса, города;

- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;

- развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

- овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, педагога-психолога; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;

- осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

- формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

- осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

- формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

- овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

- формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

- осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

 

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования основывается на учете возрастных особенностей, обучающихся 5-9 классов (подростковый возраст), в период которого:

 

- формируются чувство взрослости и «Я-концепция», появляется рефлексия, складываются мировоззрение, эго-идентичность, становится возможным самовоспитание;

- возникает личностная нестабильность – противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка;

- происходит дифференциация интересов, кризис по отношению к прежним досуговым занятиям;

- возникает потребность в общественно-полезной деятельности;

- происходит снижение мотивации к обучению;

- возникает чувство взрослости, потребность равноправия, уважения и самостоятельности, доверия;

- проявляется склонность к фантазированию;

- возникает стремление определить границы своих физических и интеллектуальных возможностей — экспериментирование в поведении, риск и пробы;

- происходит усиление интенсивности общения со сверстниками, проявляется важность статуса в группе сверстников.

 

Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

 

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- формирование основ коммуникативной, экологической, эстетической культуры личности школьников.

 

Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования — базовые национальные ценности российского общества, которые сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании», в тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации:

 

- «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Гл. I, ст.1);

- «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл.I, ст.2);

- «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл. I, ст.7);

- «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл. I, ст.8);

- «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (Гл. I, ст.17).

Базовые национальные ценности российского общества применительно к системе образования определены положениями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» (ФЗ № 273):

- «…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

- … демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

- …недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

- …сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» (Ст. 3).

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования перечисляет базовые национальные ценности российского общества

патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет базовые национальные ценности российского общества в формулировке личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: «усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества …, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания».

 

2. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся

 

Основными направлениями деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся являются:

 

  1. 1.     Духовно-нравственное воспитание:

-Обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности, гуманистических, демократических и традиционных ценностей, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности, гражданской позиции; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, образа допустимых способов диалога, процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, формирование готовности и способности вести переговоры);

- Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству (приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности);

 

  1. 2.     Спортивно-оздоровительное:

- Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни (осознание обучающимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения);

 

3. Художественно-эстетическое:

- Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства (формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

 

4.Социальное:

- Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии (развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, педагога-психолога; сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;

- Формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования (развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);

 

5. Общекультурное:

- Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе (формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного здоровья и безопасности);

- Включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации (приобщение обучающихся к общественной деятельности, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных объединениях, в ученическом самоуправлении, участие обучающихся в благоустройстве школы, класса, города; социальная самоидентификация обучающихся в процессе участия в личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; приобретение опыта конструктивного социального поведения, приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством).

 

Программа воспитания и социализации предусматривает формирование партнерских отношений с родителями (законными представителями) в целях содействия социализации обучающихся в семье, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.

 

3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

 

1. По духовно-нравственному направлению:

- Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, возложена на учебные предметы предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы», различные формы внеурочной деятельности.

- Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству осуществляется преимущественно в ходе внеурочной деятельности (воспитательных мероприятий).

- Деятельность по формированию у обучающихся компетенций в сфере общественной самоорганизации осуществляется преимущественно в рамках внеурочной деятельности (участие в ученическом самоуправлении; в детско-юношеских организациях и движениях; в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей; в благоустройстве школы, класса, города; приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям)

- При формировании ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности следует использовать различные формы внеурочной деятельности, опираться на возможности дополнительных образовательных программ (как школьных, так и реализуемых организациями дополнительного образования детей), в этом направлении важную роль призваны сыграть учителя-предметники, организуемые классным руководителем.

Данное направление реализуется через систему следующих мероприятий: День матери «Мир прекрасен уже потому, что в нем есть мама» 1-4 классы, «Семейный калейдоскоп» праздник-концерт 1-8 классы, конкурс детского рисунка «Рождественский подарок», «Подарок Деду Морозу», городская акция «Поможем детям!», школьная акция «Поможем птицам», социальный проект «Адрес действия», городская акция «Свет в окне», «Вахта Памяти» 9 мая, «Весенняя неделя добра», операция «Школьный двор», проведение профилактической операции «Всеобуч» и др.

2. По спортивно-оздоровительному направлению:

- Формирование у обучающихся здорового образа жизни (формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний) происходит через изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также через различные формы внеурочной деятельности.

Данное направление реализуется через систему следующих мероприятий: «Кросс наций» Всероссийский день бега, конкурс «Будем жить», День здоровья, фитнес-фестиваль «Движение жизнь», межведомственная профилактическая операция «Здоровый образ жизни», городские соревнования «Лыжня России», соревнования по футболу, теннису, волейболу, экскурсии на природу, походы, городская эстафета «Рабочий край», Президентские тесты и др.

3. По художественно-эстетическому направлению:

- Реализация задач развития эстетического сознания обучающихся возложена на учебные предметы предметных областей «Филология», «Искусство», а также на различные формы внеурочной деятельности.

Данное направление реализуется через систему следующих мероприятий: Праздник 1 сентября, осенний марафон 1-8 классы, конкурс художественной самодеятельности «Фабрика звезд-43», Мисс школы, Праздничный концерт к 8 марта, Кадетский бал, Последний звонок, Выпускной в начальной школе и в 11 классе и др.

4. По социальному направлению:

- В создании условий для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования ведущая роль принадлежит классному руководителю, в решении данной задачи задействованы возможности дополнительных образовательных программ как в школе, так и в организациях дополнительного образования.

- Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии осуществляется через систему работы педагога- психолога; сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации.

Данное направление реализуется через систему следующих мероприятий: Конференция старшеклассников, конкурс «Открой свой мир», акция «Основной закон государства», конкурс «Правила движения-правила для всех», смотр – конкурс агитбригад «Светофор» и др.

5. По общекультурному направлению:

- Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе сформируются преимущественно при изучении учебных предметов предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также через различные формы внеурочной деятельности.

- Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений с другими людьми предусматривает использование потенциала учебных предметов предметных областей «Филология», «Общественно-научные предметы», внеурочной деятельности, а также развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье.

Данное направление реализуется через систему следующих мероприятий: Посещение театров, музеев, «Весенняя неделя добра», интеллектуальные игры, предметные недели и др.

 

4. Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений

 

Формами индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся являются: «ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы и др.

 

Цель — стимулирование познавательного интереса обучающихся.

 

Дни открытых дверей. В качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе организаций профессионального образования. В ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельном ссузе или вузе, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этой образовательной организации.

Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью.

 

Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели, содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории»). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.

Олимпиады по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере, олимпиады по предмету (предметным областям) стимулируют познавательный интерес.

 

5. Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках организации, осуществляющей образовательную деятельность, совместной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования

 

Достижение результатов социализации обучающихся в совместной деятельности школы с различными социальными субъектами, с одной стороны, обеспечивается организацией взаимодействия школы с предприятиями, общественными организациями, организациями дополнительного образования и т.д., а с другой – вовлечением обучающихся в социальную деятельность.

Этапы организации взаимодействия школы с предприятиями, общественными организациями, организациями дополнительного образования и т.д.:

- моделирование администрацией с привлечением обучающихся, родителей, общественности взаимодействия школы с различными социальными субъектами (на основе анализа педагогами школы социально-педагогических потенциалов социальной среды);

- проектирование партнерства школы с различными социальными субъектами (формирование договорных отношений с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования и др.);

- осуществление социальной деятельности в процессе реализации договоров школы с социальными партнерами;

- формирование в школе и в окружающей социальной среде атмосферы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

- обеспечение разнообразия содержания социальной деятельности (общение, познание, игра, спорт, труд), форм организации, возможного характера участия (увлечение (хобби), общественная активность, социальное лидерство);

- обеспечение социальной деятельности обучающихся укладом школьной жизни, стимулирование общественной самоорганизации обучающихся школы, поддержка общественных инициатив школьников.

Миссия школы в социально-педагогическом обеспечении социализации обучающихся на уровне основного общего образования заключается в формировании у обучающихся представления об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и лицами с разными социальными статусами.

 

Этапы педагогического обеспечения вовлечения обучающихся в социальную деятельность:

- авансирование положительного восприятия обучающимися предстоящей социальной деятельности (обеспечение социальных ожиданий обучающихся, связанных с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов);

- информирование обучающихся о пространстве предстоящей социальной деятельности, способах взаимодействия с различными социальными субъектами, возможностях самореализации в нем; статусных и функциональных характеристиках социальных ролей;

- обучение школьников социальному взаимодействию, информирование их о способах решения задач социальной деятельности, пробное решение задач в рамках отдельных социальных проектов;

- содействие школьникам в изучении норм и правил межличностного взаимодействия и собственных особенностей взаимодействия с отдельными лицами и группами;

- организация планирования обучающимися собственного участия в социальной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей, апробация их индивидуальных стратегий участия в социальной деятельности;

- содействие обучающимся в осознания внутренних (собственных) ресурсов и внешних ресурсов (ресурсов среды), обеспечивающих их успешное участие в социальной деятельности;

- демонстрация обучающимся вариативности социальных ситуаций, ситуаций выбора и необходимости планирования собственной деятельности;

- обеспечение проблематизации школьников по характеру их участия в социальной деятельности, содействие обучающимся в определении ими собственных целей участия в социальной деятельности;

- содействие школьникам в проектировании и планировании собственного участия в социальной деятельности.

Этапы организации социальной деятельности выстраиваются в логике технологии коллективно-творческой деятельности:

- поиск объектов общей заботы,

- коллективное целеполагание,

- коллективное планирование,

- коллективная подготовка мероприятия,

- коллективное проведение итогов,

- коллективный анализ процесса и результатов.

Важнейшим партнером школы в реализации цели и задач воспитания и социализации являются родители обучающегося (законные представители), которые одновременно выступают в многообразии позиций и выполняют различные социальные роли:

- как источник родительского запроса к школе на физическое, социально-психологическое, академическое (в сфере обучения) благополучие ребенка, эксперт результатов деятельности школы;

- как обладатель и распорядитель ресурсов для воспитания и социализации;

- непосредственный воспитатель (в рамках школьного и семейного воспитания).

Условиями результативности работы с родителями обучающихся (законными представителями) является понимание педагогическими работниками и учет ими при проектировании и конструировании взаимодействия следующих аспектов:

- ориентация на «партисипативность» (вовлечение родителей в управление школой, в участие решения и анализе проблем, в принятие решений и их реализацию и др.);

- недопустимость директивного навязывания родителям обучающихся взглядов, оценок, помощи в воспитании их детей (без запроса со стороны родителей), использование педагогами по отношению к родителям методов требования и убеждения как исключительно крайней меры;

- наличие границ сотрудничества педагогов с родителями и вероятность конфликта интересов семьи и школы, умеренность ожиданий активности и заинтересованности родителей обучающегося в разрешении тех или иных противоречий, возникающих в процессе образования их ребенка, неэффективность тактики простого информирования педагогом родителей о недостатках в обучении или поведении их ребенка;

- безальтернативность переговоров как метода взаимодействия педагогов с родителями, восприятие переговоров как необходимой и регулярной ситуации взаимодействия.

 

В качестве социальных партнеров по направлениям социального воспитания привлекаются педагогические работники иных образовательных организаций, выпускники, представители общественности, органов управления, бизнес сообщества.

 

6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания

Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:

- обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;

- включающего урочную и внеурочную деятельность (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);

- основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;

- учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

В формировании уклада школьной жизни определяющую роль играет общность участников образовательной деятельности: обучающиеся, ученические коллективы, педагогический коллектив школы, администрация, учредитель школы, родительское сообщество, общественность.

Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей.

Организационная модель внеурочной деятельности

 

Следует отметить, что на базе школы существует Кадетский корпус, вся деятельность осуществляется по военному укладу (образование осуществляется как имитация жизнедеятельности военизированной организации, участники которой совместно служат, преодолевают трудности; содержанием образования является допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам деятельности; воспитание осуществляется методом инициации (испытание и посвящения), объяснительно-иллюстративным и методом учебной практики; имитация (военная игра) определяет высоко регламентированный и ритуализированный характер взаимодействия, повседневный этикет отношений педагога и воспитанника (социальные роли командира и подчиненного)

Основными формами организации педагогической поддержки обучающихся являются: психолого-педагогическое консультирование.

Психолого-педагогическая консультация.

Цель - создание у школьника представлений об альтернативных вариантах действий в конкретной проблемной ситуации.

В качестве основной формы организации педагогической поддержки обучающихся предполагает идентификацию проблемной ситуации обучающегося, а также определение, какие ресурсы и каким способом он может задействовать для самостоятельного разрешения проблемы.

В процессе консультирования могут решаться три группы задач:

1) эмоционально-волевой поддержки обучающегося (повышение уверенности школьника в себе, своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности);

2) информационной поддержки обучающегося (обеспечение школьника сведениями, необходимыми для разрешения проблемной ситуации);

3) интеллектуальной поддержки социализации (осознание школьником собственной проблемной ситуации, в том числе и в самоопределении относительно вариантов получения образования).

 

7. Модель организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

 

Модель организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни в школе включает организацию деятельности по следующим направлениям:

 

1. Обеспечения рациональной организации образовательного процесса и образовательной среды. Предусматривает вовлечение в этот процесс всех педагогов. Сферами рационализации образовательного процесса являются: организация занятий (уроков); использование каналов восприятия; учет зоны работоспособности обучающихся; распределение интенсивности умственной деятельности; использование здоровьесберегающих технологий.

 

2. Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы. Предполагает формирование групп школьников на основе их интересов в сфере физической культуры и спорта (спортивные клубы и секции), организацию тренировок в клубах и секциях, проведение регулярных оздоровительных процедур и периодических акций, подготовку и проведение спортивных соревнований. Формами физкультурно-спортивной и оздоровительной работы являются: физкультминутка, день здоровья, спартакиада, спортивная эстафета, спортивный праздник.

Массовые физкультурно-спортивные мероприятия оказывают влияние не только на непосредственных участников, но и на зрителей и болельщиков за счет зрелища, вследствие возникновения чувства соучастия и сопричастности, гордости за высокие достижения, смелые и решительные действия спортсменов.

 

3. Осуществление профилактической работы.

Предусматривает определение «зон риска» (выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников опасений – групп и лиц, объектов и др.), разработку и реализацию комплекса адресных мер, использование возможности профильных организаций – медицинских, правоохранительных, социальных и др. Профилактика чаще всего связана с употреблением психоактивных веществ обучающимися, а также с проблемами детского дорожно-транспортного травматизма. Формами такой работы являются: Совет профилактики, акция «Безнадзорные дети», акция «Внимание, дети!», «Внимание, родители!», профилактическая операция «Лидер», профилактическая операция «Всеобуч».

 

4. Организация просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений направлена на большие аудитории. Просвещение осуществляется через лекции, беседы, диспуты, выступления в средствах массовой информации, экскурсионные программы, библиотечные и концертные абонементы.

Модель просветительской и методической работы может быть:

- внешней (предполагает привлечение возможностей других учреждений и организаций — спортивных клубов, лечебных учреждений, стадионов, библиотек и др.);

- внутренней (получение информации организуется в школе, в том числе одна группа обучающихся выступает источником информации для другого коллектива, других групп – коллективов);

- программной (системной, органически вписанной в образовательную деятельность, служит раскрытию ценностных аспектов здорового и безопасного образа жизни, обеспечивает межпредметные связи);

- стихийной (осуществляется ситуативно, как ответ на возникающие в жизни школы, ученического сообщества проблемные ситуации, вопросы, затруднения, несовпадение мнений и т. д.; может быть оформлена как некоторое событие, выходящее из ряда традиционных занятий и совместных дел, или организована как естественное разрешение проблемной ситуации).

Данные мероприятия на базе нашей школы проводятся совместно с сотрудниками ГИБДД, ИДН, наркоконтроля, медицинского центра (ул. Мальцева) и др.

 

8. Описание деятельности школы в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

 

Формирование осознанного отношения обучающихся к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько комплексов мероприятий.

Первый комплекс мероприятий формирует у обучающихся: способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряженности разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок; умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективно использовать индивидуальные особенности работоспособности; знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

Второй комплекс мероприятий формирует у обучающихся: представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов; представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом. Для реализации этого комплекса осуществляется интеграция с курсом физической культуры.

Третий комплекс мероприятий формирует у обучающихся: навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учетом собственных индивидуальных особенностей; навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях; представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни; навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением. В результате реализации данного комплекса, обучающиеся получают представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.

Четвертый комплекс мероприятий формирует у обучающихся: представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).

Пятый комплекс мероприятий обеспечивает профилактику разного рода зависимостей: развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; вовлечение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; развитие способности контролировать время, проведенное за компьютером.

 

9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

 

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся призвана реализовывать стратегическую задачу (формирование у школьников активной жизненной позиции) и тактическую задачу (обеспечить вовлечение и активное участие обучающегося в совместной деятельности, организуемой в воспитательных целях).

Формами поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся являются формирование портфолио, вручение грамот благодарностей на общешкольном мероприятии «Премия «Престиж» по результатам работы за год.

 

10. Критерии, показатели эффективности деятельности школы в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

 

В процессе реализации программы в школе используются следующие критерии, показатели эффективности деятельности школы в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

 

Критерий 1. Степень обеспечения жизни и здоровья обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях).

Показатели:

- уровень информированности педагогов о состоянии здоровья обучающихся (заболевания, ограничения по здоровью), о посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой;

- согласованность мероприятий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, формирование здорового и безопасного образа жизни, с медиками и родителями обучающихся, привлечение к организации мероприятий профильных организаций, родителей, общественности и др.

 

Критерий 2. Степень обеспечения в школе позитивных межличностных отношений обучающихся.

Показатели:

- уровень информированности педагогов о состоянии межличностных отношений в сообществах обучающихся (специфические проблемы межличностных отношений школьников, обусловленные особенностями учебных групп, спецификой формирования коллектива, стилями педагогического руководства, составом обучающихся и т. д.);

- согласованность мероприятий, обеспечивающих позитивные межличностные отношения обучающихся  с педагогом-психологом.

 

Критерий 3. Cтепень содействия обучающимся в освоении общеобразовательных программ.

Показатели:

- уровень информированности педагогов об особенностях содержания образования в реализуемой образовательной программе, степень информированности педагогов о возможностях и проблемах освоения обучающимися данного содержания образования;

- согласованность мероприятий содействия обучающимся в освоении общеобразовательных программ с педагогами и родителями обучающихся.

 

Критерий 4. Степень реализации задач воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Показатели:

- уровень информированности педагогов о предпосылках и проблемах воспитания у обучающихся патриотизма, гражданственности, формирования экологической культуры, уровень информированности об общественной самоорганизации класса;

- согласованность мероприятий патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания с родителями обучающихся, привлечение к организации мероприятий профильных организаций родителей, общественности и др.

 

11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Методика мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся включает совокупность следующих методических правил:

- мониторинг вследствие отсроченности результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся строится, в первую очередь, на отслеживании процессуальной стороны жизнедеятельности школьных сообществ (деятельность, общение, деятельности);

- при разработке и осуществлении программы мониторинга сочетаются общие цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, задаваемые ФГОС ООО, и специфические, определяемые социальным окружением школы, традициями, ее укладом и др.;

- комплекс мер по мониторингу ориентирован, в первую очередь, не на контроль за деятельностью педагогов, а на совершенствование процессов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

- мониторингу придан общественно-административный характер, включающий работу администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, педагога-психолога);

- мониторинг основан на простых, формализованных процедурах диагностики;

- предлагаемый мониторинг не увеличивает существенно повседневный объем работы педагогов;

- педагоги школы не отвечают исключительно за результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, т.к. успехи и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены их деятельностью;

- в ходе мониторинга не используется сравнение результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в различных школах, ученических сообществах и по отношению к разным обучающимся (школа, коллектив, обучающийся сравниваются только сами с собой);

- работа предусматривает постепенное совершенствование методики мониторинга (предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности школы).

Инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся включает следующие элементы:

- профессиональная и общественная экспертиза планов и программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на предмет следования требованиям ФГОС ООО и учета специфики школы (социокультурное окружение, уклад школьной жизни, запрос родителей и общественности, наличные ресурсы);

- периодический контроль за исполнением планов деятельности, обеспечивающей духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся

 

  1.  12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Планируемыми результатами духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются следующие.

1. Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

2. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

3. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.

4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Готовность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание.

5. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества (взрослых и сверстников). Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые вовлечены и которые формируют самиобучающиеся; вовлеченность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).