В современном образовательном процессе школьная медико-психолого- педагогическая служба школы (МППС) является необходимым здоровьесберегающим компонентом системы образования.
Целесообразность функционирования МППС определяется актуальными потребностями школы в эффективной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивая успешную социальную адаптацию учащихся, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни и укрепление физического и психического здоровья.
Большое значение в работе МППС уделяется работе с детьми с ОВЗ.
Для работы с данной категорией учащихся школьной службой МППС разработана программа.
В школе созданы условия пребывания детей с ОВЗ. Имеется пандус, на улице — кнопка вызова сопровождающего, туалетная комната, свободный доступ в кабинеты. Педагогические работники прошли соответствующее обучение для организации работы с данными учащимися.
Смысл любого учреждения образования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в современном обществе. Научно-методический, профессиональный опыт организации медико-психолого-педагогической службы, показывает неоспоримую эффективность комплексного подхода специалистов различных профессий в сохранении психического, соматического здоровья и социального благополучия участников образовательной среды: учащихся, родителей, педагогов, обеспечивая тем самым положительное влияние на процесс и качество обучения.
Целью психологической работы с детьми может стать психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и средством достижения этой цели.
Цель деятельности психолога, работающего в парадигме здоровьесберегающего сопровождения – это создание специальных условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в конкретной социально-педагогической ситуации.
В основу медико- психолого – педагогической службы школы положена идея профессионального сопровождения образовательного процесса направленного на проектирование социально-психологических условий, способствующих развитию творческой, саморазвивающейся, профессионально ориентированной личности, сохранению и укреплению здоровья, успешному обучению, позитивной адаптации, социализации, личностному развитию учащихся в ситуациях школьного взаимодействия.
Медико-психолого-педагогическая служба школы представлена опытными квалифицированными кадрами: психолог, врач-педиатр, опытные педагоги. Все специалисты службы имеют профессионально оборудованные кабинеты: кабинет психолога, врача и комната психологической разгрузки, что даёт возможность качественно проводить профилактические, лечебные, психолого-коррекционные и консультативные виды работы. МППС школы имеет обширную систематизированную научно – методическую, медицинскую базу и материальную базу способствующую качественной и продуктивной работе службы.
Основные цели работы МППС – создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьезберегающих условий развития и функционирования личности учащихся; использование педагогически целесообразных мер воздействия на личность учащихся в индивидуально- ориентированном подходе; оказание помощи, поддержки в реализации социальных потребностей учащихся и педагогического коллектива; психологическая помощь в преодолении средовой адаптации и укрепление психического и физического здоровья. С каждым ребенком ведется непрерывная работа – от диагностики при поступлении до психологической помощи перед экзаменами.
Реализация целей медико-психолого-педагогического сопровождения современного образовательного учреждения предполагает решение следующих задач:
- Создание и поддержание комфортной эмоциональной среды, способствующей максимальному проявлению способностей и индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося;
- Организация мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов и родителей;
- Внедрение системы диагностической, развивающей и коррекционной работы с поступающими в школу учащимися;
- Включение в учебный процесс мероприятий психологического содержания.
Врачи осуществляют медицинское сопровождение,
что осуществляется путем диагностики, наблюдения и направления при необходимости на лечение, что позволяет снизить количество обострений, а в ряде случаев добиться стойкой ремиссии. В течение всего года проводятся наблюдение за здоровьем учащихся и проводят курс медицинских мероприятий, направленных на оздоровление и успешную адаптацию детей к учебному процессу. Осуществляется и фиксируется контроль за своевременностью проведения профилактических курсов лечения учащихся и консультаций узких специалистов. Врачом ведется работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. В динамике отслеживается и фиксируется состояние здоровья учащихся.
Медицинский кабинет. Расположен на 1 этаже учебного корпуса, общей площадью 34,4 м2, , в том числе приемная 9,8 м2, емкость – 10 человек, процедурная 4,6 м2, емкость – 5 человек, изолятор 5,8 м2.
Оборудование мед. кабинета:
№ п/п |
Название оборудования |
Дата выпуска |
Дата ввода в эксплуатацию |
Кол-во |
1 |
Весы медицинские |
1959 |
12.05.1905 |
1 |
2 |
Ортез плечевой пояс К-503 при переломах ключицы, размер 1 |
2015 |
23.12.2015 |
1 |
3 |
Устройство реан. д/руч вент.лег (Мешок Амбу) |
2015 |
23.12.2015 |
1 |
4 |
Жгут венозный |
1 |
||
5 |
Жгут к/о резиновый «Эсмарха» |
1 |
||
6 |
Коврик резиновый 100*150 см, 16 см |
2015 |
23.12.2015 |
1 |
7 |
Кушетка медиц. |
1 |
||
8 |
Носилки складные санитарные |
1 |
||
9 |
Пинцет анат.200мм |
1 |
||
10 |
Пинцет хирург.200мм |
1 |
||
11 |
Ростомер |
2013 |
2013 |
1 |
12 |
Стол медицинский инструм. |
1 |
||
13 |
Таблица Рабкина (для исслед.цвет.зрения) |
1 |
||
14 |
Термометр д/холодильника |
1 |
1 |
|
15 |
Шина проволочная д/верхних конечностей |
2015 |
23.12.2015 |
1 |
16 |
Шина проволочная д/нижних конечностей |
2015 |
23.12.2015 |
1 |
17 |
Ширма 2-х секционная (без колес) |
1 |
||
18 |
Шкаф медицинский остекл. (железн.) |
3 |
||
19 |
Аппарат Ротта |
2009 |
2013 |
1 |
20 |
Динамометр |
1983 |
2013 |
1 |
21 |
Тонометр |
2008 |
2013 |
1 |
22 |
Скамья мягкая со спинкой (темно-вишн) |
1 |
Медицинское обеспечение осуществляется в соответствии с договором о предоставлении медицинской услуги от 18 апреля 2013 года, медицинское обслуживание обеспечивает ОБУЗ «ДГП № 6» штатным медицинским персоналом в количестве 2 человек, в том числе:
Должность | Профиль работы | Кол-во ставок | График работы |
врач | Обеспечение медицинского сопровождения | 0,25 | Ежедневно по будням с 8.00 до 16.00 |
медицинская сестра | Обеспечение медицинского сопровождения | 1 | Ежедневно по будням с 8.00 до 14.00 |
Лицензия на медицинскую деятельность оформлена от 08.09.2015 № ЛО-37-01-001007, регистрационный номер 37 № 000832.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинскую деятельность: 37.ИЦ.02.000.М.000093.01.14 от 29.01.2014г., выданное Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области.
Медицинский и процедурный кабинет оснащѐн необходимым оборудованием для осуществления медицинского обслуживания учащихся школы.
Медицинская служба решает следующие задачи:
— контроль за нормами и требованиями школьной гигиены;
— ранняя диагностика и профилактика заболеваний;
— диспансеризация учащихся в районной поликлинике;
— доврачебная помощь;
— проведение профилактических прививок;
— пропаганда здорового образа жизни.
Специалистами — медиками в 2017 уч. г. выполнены следующие мероприятия:
— подбор недостающих медицинских карт по спискам классов;
-антропометрия учащихся всей школы;
— подбор недостающих ксерокопий полисов к медицинским картам;
— определение групп здоровья учащихся по данным медицинских осмотров (100% учащихся);
— определение физкультурных групп в соответствии с группами здоровья (100% учащихся);
— получение кодов в детской поликлинике по наличию недостающих ксерокопий полисов;
— заполнение форм по прививкам вновь поступивших учащихся;
-оформление справок школьной медицинской документации по плану;
— ежедневный прием больных детей в медицинском кабинете по мере обращения;
— выписка медикаментов из аптеки и их получение;
— проведена беседа по санитарно-эпидемиологическим правилам СаН ПиН 2.4.2.2821-10 с работниками пищеблока;
— проверены медицинские книжки у работников пищеблока;
-ежедневная проверка санитарного состояния школы;
-оповещение родителей о проведении прививок по необходимости; проведение плановых прививок против дифтерии, столбняка, гепатита Б, краснухи, туберкулез кори, гриппа, тубдиагностика, полиомелита, паротита;
— контроль за выполнением медицинских рекомендаций по посадке, горячему питанию, ношению очков;
— оформление документации на выпускников 9,11-х классов;
— лабораторные обследования учащихся 9,11-х классов;
— контроль за течением адаптации в 1,5,10-х классах;
-рекомендации для детей диспансерной группы (питание, экзамены);
-выдача медицинских справок по запросу для отдельных детей;
— проведение диспансеризации учащихся 5-7 кл. (педиатр), 6-7 (эндокринолог);
— продолжен осмотр учащихся начальной и средней школы окулистом, 3-6 (невропатолог);
— проведены осмотры на педикулез всех учащихся после каникул в начале каждой четверти, а также ежемесячно 2-3 классы выборочно;
— наблюдение и проф. осмотр детей, находящихся на диспансерном учете.
— распределение учащихся школы на медицинские группы для занятий физической культурой;
— осмотр детей, отнесенных к специальной А медицинской группе;
— выбор программ для занятий специальной А медицинской группы;
— медико-педагогический контроль уроков физической культуры в специальной А медицинской группе;
— осмотр детей-инвалидов (специальная Б медицинская группа) с определением формы и программы их занятий;
— динамический контроль за функциональным состоянием организма детей-инвалидов в ходе занятий оздоровительной физической культурой в условиях школы;
— осуществление консультирования учащихся с нарушениями здоровья (детей с ограниченными возможностями; детей с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями).
Проведена диспансеризация учащихся врачами специалистами.
Диспансеризация проведена согласно графику и по возрастам: 10 лет; 14 лет; 15лет, 16лет, 17лет. По необходимости отдельные учащиеся школы направлены на консультации к специалистам. По результатам полученного заключения проводилась разъяснительная работа с учащимися и их родителями, контролировалось выполнение рекомендаций специалистов.
ПЛАН РАБОТЫ ВРАЧА МБОУ «СШ № 43» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
СЕНТЯБРЬ.
1.Проверка готовности школы к приему детей.
2.Полготовить документацию на учебный год, провести анализ привитости детей, составить план привитости на учебный год.
3.Проверить наличие и правильность маркировки мебели в классах.
4.Проконтролировать правильность посадки детей в классах.(соответственно росту и остроте зрения).
5.Провести профессиональнее осмотры детей 1-6 классов на наличие педикулеза и кожных заболеваний.
6.Контроль за уроками физкультуры, распределение детей по группам для занятий физкультурой.
7.Контроль и проведение физкультминутки для глаз в начальном звене.
8.Контролировать организацию питания детей в школе.
9.Лекции и беседы по основам гигиены для учащихся 1-5 классов.
10.Беседы и лекции для родителей (общешкольном собрании) «Здоровый образ жизни».
11.Амбулаторно- профилактическая работа.
ОКТЯБРЬ.
- Амбулаторно- профилактическая работа.
- Плановая вакцинация детей от гриппа
- Плановая вакцинация сотрудников от гриппа.
- Углубленный осмотр детей 1-5 классы (антронометрия, измерение давления, аускультация).
- Осмотр детей с хроническими заболеваниями.
- Провести проверку остроты зрения у учащихся 1-4 классов.
- Осмотр детей 1-4 классов с целью раннего выявления нарушения осанки.
- Беседы и лекции для детей начального звена: «Профилактика простудных заболеваний и гриппа», «Профилактика сколеоза».
НОЯБРЬ.
1.Амбулаторно-профилактическая работа.
2.Плановая вакцинация детей.
3.Осмотр детей «диспансерной группы».
4.Проверка остроты зрения у учащихся 5- 7 классов.
5.Углубленный осмотр школьников 5-7 классов.
6.Провести лекции для учащихся 5-7 классов «Здоровье и выбор профессии».
ДЕКАБРЬ.
1. Амбулаторно-профилактическая работа.
2. Плановая вакцинация.
3 .Осмотр детей «диспансерной группы».
4. Проверку остроты зрения у учащихся 8-9 классов.
5. Проверка юношей к осмотру в военкомат (анализы, кардиограммы. Выписки, флюорографическое обследование).
6. Лекции и беседы «Здоровый образ жизни, Вред алкоголя, никотина». Беседы и лекции провести совместно с врачами наркологами.
ЯНВАРЬ.
1. Амбулаторно-профилактическая работа.
2. Плановая вакцинация детей.
3. Составить списки детей подлежащих флюорографическому обследованию.
4. Провести диспансеризацию юношей в военкомате.
5. Проведение туберкулинодиагностики 1-4 классы.
6. Сделать выборку контингента, подлежащего прививке БЦЖ.
7. Направить детей с положительной пробой Манту на консультацию фанезиатру.
8. Провести контроль остроты зрения у учащихся 10-11 классов.
9. Осмотры детей 5-7-9-11 классов совместно с врачами специалистами ГКБ № 6.
10. Тематика бесед по профориентации.
11. Туб.Диагностига детей 5-9 классов.
ФЕВРАЛЬ.
1. Лечебно-профилактическая работа.
2. Плановая вакцинация.
3. Осмотр детей «диспансерной группы».
4. Антропометрия и углубленный осмотр детей 5-7 классов.
5. Работа с допризывниками.
6. Проф.осмотр детей 1-6 классов на педикулез и кожные заболевания.
7. Флюорографическое обследование детей с 15 лет.
8. Тематика лекций «Здоровый образ жизни».
9. Туб.диагностика детей 10-11 классов.
МАРТ.
1. Лечебно-профилактическая работа.
2. Плановая вакцинация учащихся.
3. Флюорографическое обследование детей с 15 лет
4. Провести осмотр детей, нуждающихся в консультации фтизиатра.
5. Провести осмотр детей с хроническими заболеваниями.
6. Лекции и беседы на тему «Профилактика простудных заболеваний»
АПРЕЛЬ.
1. Лечебно-профилактическая работа.
2. Плановая вакцинация.
3. Провести углубленный осмотр детей выпускных классов, совместно с врачами специалистами.
4. Провести антометрию и осмотр детей 6-8 классов , с целью раннего выявления осанки.
5. Профориентация.
МАЙ.
1. Амбулаторно-профилактическая работа.
2. Плановая вакцинация.
3. Подготовка документации выпускникам 9-х и 11-х классов.
Деятельность психолога:
- Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
- Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
- Разработку и внедрение определенных профилактических и коррекционных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
- Приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы.
Кабинет педагога-психолога располагается на 2 этаже учебного корпуса. Оборудован 2 письменными столами, компьютерной техникой, 20 стульями. Педагог-психолог, 1 штатная единица, работает ежедневно. Для повышения качества работы педагога-психолога в школе создан кабинет психологической разгрузки (сенсорная комната), который располагается на 2 этаже учебного корпуса, рядом с кабинетом педагога-психолога.
Кабинет психологической разгрузки – это организованная особым образом окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, успокаивающая нежная музыка помогают ребенку расслабиться и успокоиться.
Кабинет психологической разгрузки используется в целях:
- Коррекции и развития познавательной деятельности.
- Коррекции игровой деятельности.
- Развития эмоциональной сферы, общения.
- Расширения жизненного опыта детей, обогащения их чувственного мира.
Основные задачи кабинета психологической разгрузки:
- Снятие мышечного и психологического напряжения.
- Активация различных функций центральной нервной системы.
- Подготовка детей к проведению коррекционных занятий.
- Создание положительного эмоционального фона.
- Установление психологического контакта с детьми.
В нашей школе кабинет психологической разгрузки включает в себя (оборудование):
- Световое оборудование:
- Пузырьковая колонна в мягкой тумбе с угловым зеркалом — создает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию.
- Зеркальный шар с приводом вращения и прожектором – создает эффект «солнечных зайчиков» по всему кабинету.
- Проектор «Меркурий» – создает на стенах световое пятно; изменяющиеся цвета без четких границ позволяют ребенку максимально расслабиться, способствуя развитию фантазии.
- Тактильное оборудование:
- Пуфик-кресло с гранулами – гранулы оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа.
- Песочный стол — сравнительно новый вид психотерапии, используемый в работе как со взрослыми, так и с детьми, способствует оценке эмоционального состояния ребенка, психологической разгрузке и снятию агрессии, развитию коммуникативных навыков, стимулированию памяти и процессов мышления, развитию интеллектуальной сферы, коррекционной работе для зрения, укреплению мышц рук и разработке суставов, работе с детьми с особенностями развития.
- Звуковое оборудование:
- Аудиотехника – создает слуховую стимуляцию, способствует расслаблению.
4. Элементы «мягкой среды»:
- Мат гимнастический – применяется для релаксации или подвижных игр.
5. Рабочее место психолога:
- Стол и кресло психолога.
- Магнитно-маркерная доска.
- Дидактический материал.
В нашей школе кабинет психологической разгрузки используется для:
1. Проведения занятий по психомоторике.
Для занятий по психомоторике используется оборудование кабинета психологической разгрузки (мат гимнастический, аудиотехника, песочный стол) для развития психомоторной сферы детей.
2. Проведения занятий по сенсомоторике.
Для занятий по психомоторике используется оборудование кабинета психологической разгрузки (песочный стол, проекторы, пуфики, пузырьковая колонна) для развития сенсорно-перцептивной сферы детей.
3. Проведения занятий по игротерапии.
Для занятий по психомоторике используется оборудование кабинета психологической разгрузки (песочный стол, мат гимнастический, проекторы, пуфики, пузырьковая колонна) для развития когнитивных функций детей.
4. Снятия мышечного и психологического напряжения у детей.
Использование кабинета психологической разгрузки способствует снятию мышечного и психологического напряжения у детей после уроков. Способствует снятию агрессивности и тревожности у учеников.
5.Подготовки детей к проведению коррекционных занятий.
Многим детям для полноценного включения в учебный процесс необходима релаксация (снятие психологического напряжения). Оснащение кабинет психологической разгрузки позволяет снять напряжение, что делает процессы обучения более эффективными.
6.Создания положительного эмоционального фона у детей.
Использование оборудования кабинета психологической разгрузки, стимулирующего органы чувств, способствует созданию положительного эмоционального фона у детей.
7. Установления психологического контакта с детьми.
Посещение кабинета психологической разгрузки с детьми перед занятиями облегчает процесс установления контакта с ними за счет снятия психологического напряжения учеников.
Психологическое сопровождение осуществляется посредством основных направлений деятельности педагога-психолога, в соответствии с планом работы на 2017 год, должностными обязанностями и нормативными документами.
Основой деятельности является психологическая диагностика, которая осуществляется в двух формах: фронтальной, индивидуальной.
В 2017 году в рамках психологического мониторинга, запросов и самозапросов проведено 32 диагностических исследований, охвативших все параллели.
Изучались различные вопросы: особенности познавательной, мотивационной, эмоциональной сфер школьников и воспитанников, особенности протекания адаптации, уровень развития УУД, профессиональные склонности и способности, индивидуальные психофизиологические особенности, степень творческой одаренности.
Индивидуальная диагностическая работа помогает выявить причины психологического неблагополучия ребенка. В течение учебного года проведено 345 индивидуальных встреч с учащимися и воспитанниками.
Коррекционная и развивающая работа реализуется психологической службой в различных формах: групповые и индивидуальные занятия, спецкурсы, факультативы, тренинги, классные часы. Такие занятия проведены с 476 уч-ся (77%).
Психологом проведена 12 индивидуальных консультаций педагогов и 112 индивидуальных консультаций родителей.
Основными проблемами, с которыми обращаются педагоги и родители являются: течение адаптации, индивидуальные особенности школьников, устранение трудностей общения ребенка со сверстниками, вопросы взаимодействия педагогов и родителей с учащимися, проблемы адаптации и возрастных кризисов, стратегии семейного воспитания, помощь в выборе профессии, методическая помощь.
Таким образом, востребованность помощи психолога среди родителей достаточно велика.
Готовность родителей прийти на консультацию к психологу – это тоже результат системной работы психолога, т.к. первую информацию, возможность задуматься о наличии проблем у ребенка родители получают на групповых консультациях во время родительских собраний через психологическую профилактику и просвещение. Данное направление работы реализуется также в других формах: практические семинары, информационные стенды, профилактические курсы с учащимися.
Большое значение в профилактической работе играет роль социального педагога. В течение многих лет реализуется программа профилактики правонарушений, совместно с представителями Управления МВД России по г. Иваново. В учебном году два раза проводились профилактические дни, с участием сотрудников различных подразделений правоохранительных структур. Формы работы: беседы, классные часы, лекции.
Тематика мероприятий: уголовная ответственность при нанесении умышленного вреда здоровью, ответственность за причинение вреда по неосторожности, причины и порядок постановки на учёт в ОПДН, система исполнения наказания для несовершеннолетних, употребление спиртных напитков в общественных местах, наркотики и закон, ответственность за кражи. В этих мероприятиях приняли участие учащиеся всех параллелей.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБОУ «СШ № 43» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
План работы на сентябрь:
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
ПРОФИЛАКТИКА |
Контроль за адаптацией учащихся 1, 5, 10 классов. |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
|
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
|
План работы на октябрь:
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
ПРОФИЛАКТИКА |
Занятия с учащимися 9 классов по профилактики наркомании |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Выступление на родительских собраниях в 6 классах « Поощрение и наказание в воспитании ребенка». |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Работа по запросам педагогического коллектива и по результатам проведенных диагностик.Уроки «Азбука общения» в кадетских классах. |
План работы на ноябрь:
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
ПРОФИЛАКТИКА |
Занятия с учащимися 10-11 классов по профилактики наркомании. |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Выступление на родительских собраниях, темы: «Роль семьи в формировании личности». «Этот трудный подростковый возраст». |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Работа по запросам педагогического коллектива и по результатам проведенных диагностик.Уроки «Азбука общения» в кадетских классах. |
План работы на декабрь:
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
ПРОФИЛАКТИКА |
Занятия с учащимися 10-11 классов по профилактики правонарушений. |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Выступление на родительских собраниях, тема: «Роль учащегося в учебном процессе» |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Работа по запросам педагогического коллектива и по результатам проведенных диагностик.Уроки «Азбука общения» в кадетских классах. |
План работы на январь:
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
ПРОФИЛАКТИКА |
Занятия с учащимися 7,8,9 классов по профилактики табакокурения. |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Выступление на родительских собраниях, тема по желанию учителя. |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Работа по запросам педагогического коллектива и по результатам проведенных диагностик.Уроки «Азбука общения» в кадетских классах. |
План работы на февраль:
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
ПРОФИЛАКТИКА |
Психологическая подготовка к ЕГЭ ( 9,11 классы). |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Выступление на родительских собраниях, тема по желанию учителя. |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Работа по запросам педагогического коллектива и по результатам проведенных диагностик.Уроки «Азбука общения» в кадетских классах. |
План работы на март:
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
ПРОФИЛАКТИКА |
Классные часы на тему: « Я и моя будущая профессия», «Кем я хочу быть», 9,11 классы. |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Выступление на родительских собраниях, тема « Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ» |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Работа по запросам педагогического коллектива и по результатам проведенных диагностик.Уроки «Азбука общения» в кадетских классах. |
План работы на апрель
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
ПРОФИЛАКТИКА |
Классные часы на тему: « Как справиться со стрессом», 9, 11класс. |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Выступление на родительских собраниях, тема « Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников» |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Работа по запросам педагогического коллектива и по результатам проведенных диагностик.Уроки «Азбука общения» в кадетских классах. |
План работы на май
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
ПРОФИЛАКТИКА |
Занятия по ознакомлению с приемами снятия психологического перенапряжения, релаксация, 9, 11 класс. |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Выступление на родительских собраниях, тема « Как готовиться к экзаменам» |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Работа по запросам педагогического коллектива и по результатам проведенных диагностик.Уроки «Азбука общения» в кадетских классах. |
План работы на июнь
|
|
ДИАГНОСТИКА |
Индивидуальные диагностики учащихся по запросам родителей и учителей. |
ПРОФИЛАКТИКА |
Занятия по ознакомлению с приемами снятия психологического перенапряжения, релаксация, 9, 11 класс. |
ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Выступление на родительских собраниях, тема «Как правильно организовать летний отдых детей» |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА |
Работа по запросам педагогического коллектива и по результатам проведенных диагностик. |
Представляем Вам одну из программ социалогического обследования, проведенного в МБОУ «СШ № 43».
Программа социологического исследования «Изучение образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного возраста».
Методологический раздел
Потребности являются источником мотивации человека к различным формам деятельности. Одна из ведущих потребностей – познавательная – проявляется как потребность в познании окружающего мира. Учебно-познавательная потребность выступает как мотивация человека к добыванию, усвоению и применению новых знаний. Актуальнейшей проблемой нашего времени является необходимость поддержки учебно-познавательной потребности у подростков в связи с резким снижением их интереса к учебной деятельности.
В подростковом возрасте познавательная потребность проявляется через:
— потребность в успехе, проверку своих возможностей;
— потребность в самореализации и развитии собственного «Я».
Так как основной формой деятельности школьников является учеба, то потребности эти должны были бы приводить к появлению учебно-познавательной мотивации. Мотивация учебной деятельности как свойство личности подростков должна проявляться в активном пополнении знаний, овладении интеллектуальными умениями и навыками, чего как раз в реальной жизни и не наблюдается.
Образовательная деятельность в учреждении осуществляется в разновозрастных объединениях детей. Социальный заказ на различные виды дополнительных образовательных услуг формируется с учетом итогов исследования спроса населения. Разработка и внедрение механизма выявления образовательных потребностей детей и подростков позволяет существенным образом изменить спектр образовательных программ, дополнить программы, рассчитанные на репродуктивную деятельность, модулями развивающего и социально-педагогического характера, ввести программы, направленные на удовлетворение актуальных образовательных потребностей населения (программы социально-педагогического характера). Возрос интерес к социально-педагогическому и научно-техническому направлению, т.к. эти направления дают дополнительное образование, приближенное к современным жизненным потребностям.
До сих пор остается проблема: предлагаемые образовательные услуги явно направлены на удовлетворение познавательных потребностей детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов; спектр услуг, рассчитанных на подростков среднего и старшего возраста, хотя и не уменьшился, но еще не полностью соответствует их существующим запросам. В средней школе количество учащихся становится меньше из-за того, что из основной школы дети поступают в другие учебные заведения, а те, кто остались, занимаются на подготовительных курсах для поступления в ВУЗы.
Целью данного исследования является фиксирование динамики образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов
Задачи исследования:
- Выявить трудности, возникающие в процессе обучения.
- Проведение анкетирования младших школьников по образовательным потребностям и анализ его результатов.
- Выявление спектра образовательных услуг, удовлетворяющих образовательные потребности выпускников начальной школы.
Объектом данного исследования являются учащиеся 4 класса МБОУ «СШ № 43».
Предметом исследования является факторы, определяющие образовательные потребности младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что факторами, определяющими образовательные потребности младших школьников являются трудности в процессе обучения, личные пристрастия самих учащихся, осознание важности обучения и семейные ценности по формированию образа жизни.
Информационно – аналитическая справка о результатах социологического исследования «Изучение образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного возраста»
В 2018 году было проведено социологическое исследование с целью зафиксировать динамику образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного возраста на территории г. Иваново МБОУ «СШ № 43».
Объект исследования: учащиеся 4 класса.
Предмет исследования: факторы, определяющие образовательные потребности младших школьников.
Метод выборки: сплошной массив.
Объём выборки: 13 человек.
Метод исследования: анкетирование.
Количество розданных 13 экземпляров, возвращено 13 экземпляров.
В анкетировании приняло участие 5 мальчиков и 8 девочек в возрасте 10-11 лет.
Содержание анкет служит для определения образовательных потребностей младших школьников. Анкета для школьников состоит из 16 вопросов. Вопросы 7-10 касаются отношения к учёбе, «любимым» и «нелюбимым» предметам. Ответы на 12-16 вопросы описывают учебную деятельность, свободное время учащихся, их отношение к занятиям и внешкольной деятельности. Вопрос 11 затрагивает осознание важности образования, требований, предъявляемых детьми школе. Вопросы 4-6 затрагивают знания о своей семье и взаимоотношений в ней. Вопросы 1-3 — это «паспорт» анкеты, который определяет пол, возраст и место проживания респондента.
Вопросы 7 и 8 предлагает детям оценить своё отношение к учёбе. Считают себя прилежными и старательными – 46,1% опрошенных, но только 15,4% учатся на отлично и хорошо. 7,7% отметили, что учатся хорошо, 46,1% — хорошо и удовлетворительно. Мало прилежными в учебе считают себя 23% опрошенных, а ленивыми назвали себя 7,7%. 30,7% согласились с тем, что учатся они неважно.
Вопрос 9 предлагает определить наиболее любимые предметы. Наибольшей любовью пользуется у детей окружающий мир (46,1%). 30,8% опрошенных выделили иностранный язык, 23% — физическую культуру, 15,4% — информатику, математику, русский язык, 7,7% — музыку и технологию.
Вопрос 10 определяет круг дополнительных предметов, которые хотели бы видеть дети в школе. 30,8% хотели бы заниматься рукоделием, 23% — обучаться игре на музыкальных инструментах, 15,7% — дополнительно заниматься информатикой, 7,7% — ритмикой, театральным искусством.
Вопрос 11 затрагивает осознание важности образования, определяет круг требований, предъявляемых детьми школе. 30,8% опрошенных считают, что школа должна давать необходимую подготовку для поступления в институт, 23% — прочные знания и помощь в развитии своих способностей, 15,4% — хорошую профессиональную подготовку и 7,7% — затрудняются ответить на данный вопрос.
Вопрос 12 выявляет причины трудностей, с которыми сталкивались дети в процессе обучения. Дети выделили следующие трудности: у 30,8% опрошенных пропадает желание учиться из-за плохих отметок; 23% опрошенных мешает обстановка во время проведения уроков; 15,4% — ощущали сильную усталость в конце рабочего дня; 7,7% указали на то, что их на уроках было скучно и неинтересно, не хватает времени на выполнение домашнего задания и возникало ощущение, что образование не нужно для достижения успехов в жизни.
Вопрос 13 предлагает детям определить круг интересов в свободное время. Своему хобби отдают предпочтение 61,5% опрошенных, 46,1% — общению с друзьями, 38,5% — воспитанию младшего брата или сестры, 30,8% — спорту, занятиям искусством, художественной деятельностью, 23% — дополнительному заработку, 15,4% — культурной жизни, посещению дискотек, игре на игровых автоматах, овладению профессией, специальностью, 7,7% — домашнему хозяйству, туризму, путешествиям, техническому творчеству, общественной деятельности.
Вопрос 14 определяет сферу занятости во внеурочной деятельности. 30,8% опрошенных занимаются классическим, современным танцем, 23 % — занимаются в спортивной туристической секции, 7,7% — занимаются в театральной студии, учатся в музыкальной школе, изучают иностранный язык. 23% не посещают никаких кружков и секций.
Вопрос 15 и 16 определяет отношение к спорту, потребности в физических нагрузках.
69,2% опрошенных считают, что спорт необходим, но лишь 38,5% занимаются им каждый день.
В ходе исследования была поставлена цель – фиксирование динамики образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Мы предположили, что факторами, определяющими образовательные потребности младших школьников, являются трудности в процессе обучения, личные пристрастия самих учащихся, осознание важности обучения и семейные ценности по формированию образа жизни.
По полученным результатам мы сделали вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Рекомендации
Приложение 1
А) Анкета для детей
Дорогой друг!
Просим Вас принять участие в исследовании и дать полные, искренние ответы на вопросы анкеты. От точности ответов будут зависеть правильность последующих выводов и предложений в изучении образовательных потребностей и запросов подростков.
Ваше согласие с предложенными вариантами ответов обозначайте, поставив «галочку» в соответствующее суждению окошко. При ответах Вы можете выбрать один или несколько суждений, с которыми согласны.
При обработке полученных данных гарантируется анонимность Ваших ответов.
- Возраст ______________________
- Пол: муж. жен.
- Место жительства _______________________
- Профессиональная деятельность родителей:
мать: сфера образования ; сфера культуры ; сфера услуг ; строительство ; промышленное предприятие ; частная деятельность ;
отец: сфера образования ; сфера культуры ; сфера услуг ; строительство ; промышленное предприятие ; частная деятельность .
- Занимаются ли Ваши родители в спортивных секциях?
Да ; нет ; затрудняюсь ответить .
- Как вы оцениваете отношения между членами Вашей семьи?
Доброжелательно-уважительные ; формальные, равнодушные; сложные ; терпимые ; взаимно-ответственные, деловые ; всякие ; другие .
- Как Вы учитесь?
Хорошо и отлично ; хорошо ; хорошо и удовлетворительно ; удовлетворительно ; неважно, бывают двойки ; затрудняюсь ответить .
- Как Вы оцениваете своё прилежание, трудолюбие в учёбе?
Считаю себя прилежным, старательным ; мало прилежен ; совсем неприлежен, ленив ; затрудняюсь ответить .
Изучение каких школьных предметов Вам особенно нравятся? (напишите)
- ____________________________________________________________________________________________________________
- Какие дополнительные учебные предметы следовало бы ввести в школе с целью подготовки учащихся к взрослой жизни? (напишите) _____________________________________________________________________
- Как Вы считаете, что в первую очередь должна давать Вам школа?
прочные знания ;
весомый культурный багаж ;
помощь в развитии своих способностей ;
необходимую подготовку для поступления в институт ;
опыт социального взаимодействия и общения ;
хорошую профессиональную подготовку ;
подготовку к осознанному профессиональному выбору ;
опыт общественной деятельности ;
затрудняюсь ответить .
- С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться в процессе учёбы? (отметьте, пожалуйста, ответ в каждой строчке)
Сталкивалсяс этим часто | Иногда с этим сталкивался | Практически с этим не сталкивался | |
Мешает обстановка в классе во время проведения урока | |||
По ряду предметов мне трудно понять материал | |||
Многие учителя преподавали скучно , неинтересно | |||
Мне трудно сосредоточиться во время урока, при подготовке домашнего задания, при работе с учебником | |||
Сложная обстановка в семье мешает нормальной учёбе | |||
В конце учебного дня ощущаю сильную усталость | |||
Не хватает времени на выполнение домашних заданий | |||
Возникает ощущение, что образование не нужно для достижения успеха в жизни | |||
Нормальной учёбе мешает состояние здоровья | |||
Пропадает желание учиться из-за плохих оценок |
- Чему бы Вы хотели посветить своё свободное время?
общению с друзьями
домашнему хозяйству
воспитанию младшего брата (сестры)
культурной жизни (посещению театров, выставок, концертов)
туризму, путешествиям
посещению дискотек
спорту
занятиям искусством, художественной деятельностью
своему хобби
техническому творчеству
игре на игровых автоматах
овладению профессией, специальностью
общественной деятельности
посещению компьютерных клубов
дополнительному заработку
другое (напишите) __________________________________
- Занимаетесь ли Вы в свободное время в какой-нибудь студии, кружке, секции, ансамбле, клубе?
занимаюсь в театральной студии (кружке)
занимаюсь в хоровом коллективе
играю в музыкальном ансамбле, учусь в музыкальной школе
занимаюсь классическим, современным танцем
занимаюсь декоративно-прикладным искусством
занимаюсь в ансамбле народного танца, фольклорном ансамбле
занимаюсь в фото- или киностудии
занимаюсь в литературной студии (кружке)
занимаюсь в спортивной туристической секции
занимаюсь в кружке технического творчества
занимаюсь компьютерным программированием
посещаю занятие политического клуба
другое (напишите)_____________________________
я не занимаюсь ни в каких студиях, кружках, секциях
- Считаете ли Вы, что для развития гармоничной личности необходимы занятия физической культурой и спортом?
Да ; нет ; затрудняюсь ответить .
- Как часто Вы занимаетесь физической культурой и спортом?
Каждый день ; один раз в неделю ; один раз в месяц ; как получится
После заполнения анкеты просим вернуть опросные листы организатору анкетирования.
Большое спасибо!
Б) Сводная таблица результатов исследования
Вопросы |
Количество ответов |
Количество ответов (%) |
1.Возраст: 10 лет11 лет |
9 4 |
69,2 30,7 |
2.Пол: муж. -жен. — |
5 8 |
38,4 61,5 |
3.Место жительства — г.Иваново |
13 |
100 |
4.Профессиональная деятельность родителей:мать: сфера образования -сфера культуры -сфера услуг -строительство -промышленное предприятие-частная деятельность -отец: сфера образования —
сфера культуры — сфера услуг — строительство- промышленное предприятие — частная деятельность — |
0 1 6 0 4 2 0 0 3 0 5 0 |
7,7 46,1 30,8 15,4 23 38,5
|
5. Занимаются ли Ваши родители в спортивных секциях?Да -нет -затрудняюсь ответить- |
3 10 0 |
23 77 |
6. Как вы оцениваете отношения между членами Вашей семьи?Доброжелательно-уважительные-формальные, равнодушные-сложные -терпимые-взаимно-ответственные, деловые-всякие -другие- |
9 0 0 1 0 2 1 |
69,2 7,7 15,4 7,7 |
7. Как Вы учитесь?Хорошо и отлично -хорошо -хорошо и удовлетворительно -удовлетворительно -неважно, бывают двойки –затрудняюсь ответить — |
2 1 6 0 4 0 |
15,4 7,7 46,1 30,7 |
8. Как Вы оцениваете своё прилежание, трудолюбие в учёбе?Считаю себя прилежным, старательным -мало прилежен -совсем неприлежен, ленив –затрудняюсь ответить — |
6 3 1 3 |
46,1 23 7,7 23 |
9. Изучение каких школьных предметов Вам особенно нравятся? (напишите)Математика -Русский язык –Литературное чтение –Музыка –Информатика –Физическая культура –Окружающий мир –
Иностранный язык – Технология — |
2 2 3 1 2 3 6 4 1 |
15,4 15,4 23 7,7 15,4 23 46,1 30,8 7,7 |
10. Какие дополнительные учебные предметы следовало бы ввести в школе с целью подготовки учащихся к взрослой жизни? (напишите)Информатика –Ритмика -Театральное мастерство –Обучение игре на музыкальных инструментах –Рукоделие — |
2 1 1 3 4 |
15,4 7,7 7,7 23 30,8 |
11. Как Вы считаете, что в первую очередь должна давать Вам школа?прочные знания -весомый культурный багаж -помощь в развитии своих способностей-необходимую подготовку для поступления в институт -опыт социального взаимодействия и общения -хорошую профессиональную подготовку -подготовку к осознанному профессиональному выбору —
опыт общественной деятельности — затрудняюсь ответить — |
3 0 3 4 0 2 0 0 1 |
23 23 30,8 15,4 7,7 |
12.С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться в процессе учёбы? (отметьте, пожалуйста, ответ в каждой строчке)- мешает обстановка в классе во время проведения урока – частоиногданикогда- по ряду предметов мне трудно понять материал – частоиногданикогда- многие учителя преподавали скучно, неинтересно – часто
иногда никогда — мне трудно сосредоточиться во время урока, при подготовке домашнего задания, при работе с учебником – часто иногда никогда — сложная обстановка в семье мешает нормальной учёбе — часто иногда никогда — в конце учебного дня ощущаю сильную усталость — часто иногда никогда — не хватает времени на выполнение домашних заданий — часто иногда никогда — возникает ощущение, что образование не нужно для достижения успеха в жизни — часто иногда никогда — нормальной учёбе мешает состояние здоровья — часто иногда никогда — пропадает желание учиться из-за плохих оценок — часто иногда никогда |
3 5 5 0 4 9 1 1 11 0 3 10 0 1 12 2 5 6 1 2 10 1 3 9 0 2 11 4 3 6 |
23 38,5 38,5 30,8 69,3 7,7 7,7 84,6 23 77 7,7 92,3 15,4 38,5 46,1 7,7 15,4 77 7,7 23 69,2 15,4 84,6 30,8 23 46,1 |
13. Чему бы Вы хотели посветить своё свободное время?общению с друзьями -домашнему хозяйству -воспитанию младшего брата (сестры) -культурной жизни (посещению театров, выставок, концертов) -туризму, путешествиям -посещению дискотек -спорту —
занятиям искусством, художественной деятельностью — своему хобби — техническому творчеству — игре на игровых автоматах — овладению профессией, специальностью- общественной деятельности — посещению компьютерных клубов — дополнительному заработку — другое (напишите)- |
6 1 5 2 1 2 4 4 8 1 2 2 1 0 3 |
46,1 7,7 38,5 15,4 7,7 15,4 30,8 30,8 61,5 7,7 15,4 15,4 7,7 23
|
14.Занимаетесь ли Вы в свободное время в какой-нибудь студии, кружке, секции, ансамбле, клубе?занимаюсь в театральной студии (кружке) -занимаюсь в хоровом коллективе -играю в музыкальном ансамбле, учусь в музыкальной школе -занимаюсь классическим, современным танцем -занимаюсь декоративно-прикладным искусством -занимаюсь в ансамбле народного танца, фольклорном ансамбле -занимаюсь в фото- или киностудии-
занимаюсь в литературной студии (кружке) — занимаюсь в спортивной туристической секции — занимаюсь в кружке технического творчества — занимаюсь компьютерным программированием — посещаю занятие политического клуба — другое (напишите) – (изучение иностранного языка) — я не занимаюсь ни в каких студиях, кружках, секциях — |
1 0 1 4 0 0 0 0 3 0 0 1 4 |
7,7 7,7 30,8 23 7,7 30,8 |
15.Считаете ли Вы, что для развития гармоничной личности необходимы занятия физической культурой и спортом?Да -нет -затрудняюсь ответить — |
9 1 3 |
69,2 7,7 23 |
16.Как часто Вы занимаетесь физической культурой и спортом?Каждый день -один раз в неделю -один раз в месяц -как получится — |
5 2 1 5 |
38,5 15,4 7,7 38,5 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 43
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Азбука общения»
для обучающихся 5-7 классов
Пояснительная записка
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной (внеучебной) деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
- обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
^ Цель и задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Формы занятий:
- тренинги (коммуникативные, поведенческие),
- этические беседы,
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
- дебаты,
- тематические диспуты,
- проблемно-ценностные дискуссии,
Методы:
- проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
- упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
- поведенческий тренинг,
- лекции с обратной связью,
- психологические игры,
- решение коммуникативных речевых задач,
- работа в парах,
- метод интервью,
- проблемное обучение.
Программа «Азбука общения» рассчитана на обучающихся 5−7 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 102 часов (34 часа в год).
^ Планируемые результаты,
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
- формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;
- развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.
Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.
Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.
Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.
В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).
Дебаты – это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.
Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.
Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.
Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.
^ 1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).
^ 2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.
3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.
4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.
Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие — понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.
Результаты освоения программы
1. Информационный уровень компетентности
Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.
^ 2. Деятельностный уровень компетентности
Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.
3^ . Творческий уровень компетентности
Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
^ Перечень оборудования для реализации программы
Для обеспечения программы «Азбука общения» необходим просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:
- комплект карточек-сценариев, карточек — проблемных ситуаций и т.д.;
- реквизит для сюжетно-ролевых игр;
- компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;
- мультимедийный комплекс;
- проектор и экран;
- фото/видео камера.
Структура программы
Учебно-тематический план
5 класс
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1. | Что такое этикет. Знакомство. | 1 |
2. | Этикетные выражения при знакомстве. | 1 |
3. | Поведение за столом. | 1 |
4. | У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. | 1 |
5. | Чем занять гостя. Прощание с гостем. | 1 |
6. | Ролевая игра в “гости”. | 1 |
7. | Утреннее приветствие. | 1 |
8. | Прощание перед сном. | 1 |
9. | Об уступчивости. | 1 |
10. | Вежливая просьба. Вежливый отказ. | 1 |
11. | Ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”. | 1 |
12. | Поведение в общественном транспорте. | 1 |
13. | Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. | 1 |
14. | Поведение в поликлинике, парикмахерской. | 1 |
15. | Поведение в детской библиотеке. | 1 |
16. | Поведение в магазине. | 1 |
17. | Поведение в общественных местах. | 1 |
18. | Этикет. Основные правила знакомства. | 1 |
19. | Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. | 1 |
20. | Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. | 1 |
21. | Нормы поведения дома. | 1 |
22. | Чем занять гостя. Игры и развлечения. | 1 |
23. | Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. | 1 |
24. | Как слушать музыку. | 1 |
25. | Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия) | 1 |
26. | Умение понимать другого. | 1 |
27. | Как писать письма, поздравления. | 1 |
28. | Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. | 1 |
29. | Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. | 1 |
30. | Культура общения с телом – гигиена. | 1 |
31. | Поведение в лесу. Общение с природой. | 1 |
32. | Мое поведение. | 1 |
33. | Культура общения. | 1 |
34. | Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения. | 1 |
6 класс
№занятия | Тема | Кол-во часов |
1. | Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка. | 1 |
2. | Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону. | 1 |
3. | Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. | 1 |
4. | Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать. | 1 |
5. | Комплименты. Искусство делать комплименты. | 1 |
6. | Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. Семейное торжество. | 1 |
7. | Язык цветов. Как дарить и принимать подарки. | 1 |
8. | Неловкие ситуации. | 1 |
9. | Черты характера. | 1 |
10. | Внешний вид. “О чем говорит твой портфель” | 1 |
11. | Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. | 1 |
12. | Навещаем больного. Утешение, подбадривание. | 1 |
13. | Как сформировать полезные привычки. | 1 |
14. | Общение с природой. Экология природы и человека. | 1 |
15. | Что такое дружба, товарищество. | 1 |
16. | Правила хорошего тона, дурной тон. | 1 |
17. | Поведение в общественных местах и на природе. | 1 |
18. | Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства. | 1 |
19. | Приемы. Как провести праздник дома. Подарки. | 1 |
20. | Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. | 1 |
21. | Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя. | 1 |
22. | Красен человек статью. | 1 |
23. | Почему ты нравишься окружающим или нет. | 1 |
24. | Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. | 1 |
25. | Монолог. Диалог. Беседа. Диспут. | 1 |
26. | Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу? | 1 |
27. | О чем говорит внешний вид. | 1 |
28. | Женственность девочек. | 1 |
29. | Мужественность мальчиков. | 1 |
30. | Умение вести себя в путешествии. | 1 |
31. | Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. | 1 |
32. | Традиции разных народов. | 1 |
33. | Деловой этикет. | 1 |
34. | Итоговое занятие. Личность как самоценность в процессе общения. | 1 |
7 класс
№занятия | Тема | Кол-во часов |
1. | Эмоциональность как свойство личности. | 1 |
2. | Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». | 1 |
3. | Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. | 1 |
4. | Пути саморегуляции. | 1 |
5. | Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. | 1 |
6. | Эмоциональная культура личности. | 1 |
7. | Общение и его функции. | 1 |
8. | Коммуникативная культура личности. | 1 |
9. | Культура общения. Виды общения. | 1 |
10. | Стили общения. Нормы этикета. | 1 |
11. | Конфликты: их причины и последствия. | 1 |
12. | Средства и способы передачи информации в общении. | 1 |
13. | Механизмы взаимопонимания. | 1 |
14. | Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. | 1 |
15. | Группа и ее законы. | 1 |
16. | Конфликты в группе и пути их преодоления. | 1 |
17. | Роль умения слушать в личностном общении. | 1 |
18. | «Эффективные» слушатели. | 1 |
19. | Умение слушать как метод восприятия информации. | 1 |
20. | Факторы «слушания». Три уровня «слушания». | 1 |
21. | Речь говорящего и понимание слушателя. | 1 |
22. | Барьеры между говорящими и слушателями. | 1 |
23. | Язык «поддержки» и язык «подавления». | 1 |
24. | Преодоление барьеров в общении. | 1 |
25. | Совершенствование навыков «слушания». | 1 |
26. | Совершенствование навыков устной речи. Техника речи | 1 |
27. | Монолог. Диалог | 1 |
28. | Совершенствование навыков устной речи. Полилог | 1 |
29. | Совершенствование навыков устной речи. Культура общения показывает культуру личности. | 1 |
30. | Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия | 1 |
31. | Проблемно-ценностная дискуссия | 1 |
32. | Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета | 1 |
33. | Этика и виды речевой деятельности | 1 |
34. | Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения | 1 |
^ Содержание программы
5 класс
Раздел 1. Знакомство (2 ч.)
Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»
^ Раздел 2. Правила общения в гостях (6 ч.)
Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».
Сюжетно-ролевая игра в “гости”.
Раздел 3.Правила приветствия и прощания (2 ч.)
Утреннее приветствие. Прощание перед сном.
Раздел 4. О вежливости (4 ч.)
Об уступчивости. Вежливая просьба, вежливый отказ.
Практическая часть
Словесно-ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.
^ Раздел 5. Культура общения в общественных местах (5 ч.)
Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.
^ Раздел 6. Этикет (5 ч.)
Этикет. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Игры и развлечения.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Поиграйка!»
Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».
Сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.
^ Раздел 7. Общение с прекрасным (2 ч.)
Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).
Раздел 8. Правила общения в моей жизни (8 ч.)
Как писать письма, поздравления.
Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. Культура общения с телом– гигиена. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение. Итоговое занятие.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».
Подвижные игры.
Коммуникативный тренинг «Культура общении в разных ситуациях».
Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения».
^ Содержание программы
6 класс
Раздел 1. Правила общения (4 ч.)
Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Смыслы… я понимаю, что ты…».
^ Раздел 2. Искусство поздравления (3 ч.)
Комплименты. Искусство делать комплименты. Семейное торжество. Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.
Практическая часть
Тренинг «Подари другу комплимент».
Сюжетно-ролевая игра подарок в день рождения и в праздник.
^ Раздел 3. Культура общения (11 ч.)
Неловкие ситуации. Черты характера. Внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. Как сформировать полезные привычки. Общение с природой. Экология природы и человека. Что такое дружба, товарищество. Правила хорошего тона, дурной тон.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?».
Диспут «О чем говорит твой портфель».
Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?».
Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение в общественных местах и на природе».
^ Раздел 4. Культура гостеприимства (7 ч.)
Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства. Приемы. Поведение за столом Как провести праздник дома. Подарки. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. Правила общения. Воспитанность. Красен человек статью. Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Проводим праздник дома».
Словесно-ролевая игра «Красота внешняя и внутренняя».
Сюжетно-ролевая игра «Почему ты нравишься окружающим или нет».
Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».
^ Раздел 5. Мы такие разные (4 ч.)
Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?».
Дискуссия «Мужественность и женственность».
^ Раздел 6. Общение в путешествии (5 ч.)
Умение вести себя в путешествии. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Традиции разных народов. Деловой этикет. Итоговое занятие.
Практическая часть
Подвижные игры.
Проблемно-ценностная дискуссия «Традиции разных народов».
Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций».
Проблемно-ценностная дискуссия «Личность как самоценность в процессе общения».
^ Содержание программы
7 класс
Раздел 1. Эмоциональная окраска общения (6 ч.)
Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.
Практическая часть
Тренинг «Психо-эмоциональная саморегуляция».
Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».
Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…».
^ Раздел 2. Коммуникативная культура личности (10 ч.)
Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».
Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».
Диспут «Решаем конфликт».
^ Раздел 3. Слушать и слышать (8 ч.)
Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания».
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».
Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».
Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».
^ Раздел 4. Совершенствование навыков устной речи (10 ч.).
Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог Полилог. Дебаты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».
Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».
Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь».
Список информационных источников
- Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008– 214с..
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
- Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
- Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.
- Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.КузнецоваМ.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
10.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)
11.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 453 с. — (Стандарты второго поколения).
12.
Примерные программы по всем предметам Редактор И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
13.
Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники — И.В. Вачков. Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
14.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — Генезис, М., 2009.
15.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения
16.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
17.
Электронное пособие. В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 4. – М.: Изд-во «Учитель», 2011.