В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.

Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Наша школа старается идти в ногу со временем и развивает на своей базе дистанционное обучение. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, это:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
  4. выполнение проектов и исследовательских работ;
  5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение не столь уверенно и интенсивно, но все же входит и в среднее образование.

В нашей школе выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

  • повышение качества общего образования;
  • обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;
  • обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);
  • обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне;
  •  обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;
  •  обеспечение возможности дополнительного образования;
  • обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;
  • обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, учащиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.).

Для учителей также открываются уникальные возможности повышения квалификации не только по месту жительства, но и в научных центрах страны, возможность через виртуальные методические объединения обмениваться опытом с коллегами из других регионов, активно участвовать в форумах виртуального методического объединения.

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – одна из форм электронного обучения, при котором:

Ученик:

  • выбирает форму обучения с использованием ДОТ,
  • планирует время изучения материала,
  • планирует последовательность изучения материала.

Должен:

  • изучить материал образовательной программы,
  • достичь требуемых результатов обучения.

Учитель:

  • организует образовательный процесс с использованием ДОТ,
  • разрабатывает и предоставляет учебные материалы,
  • проводит формирующее и итоговое оценивание,
  • консультирует,
  • оказывает помощь,
  • является ответственным за достижение обучающимся планируемых результатов.

В МБОУ «СШ № 43″ обучение с использованием ДОТ  применяется системно, для изучения целого курса одной или нескольких учебных дисциплин, или не постоянно, а в связи с возникшей необходимостью, например:

  • При изучении отдельных тем курса: для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых учащихся или очень сильных учащихся;
  • обучение в отдельные временные промежутки (при длительной болезни, невозможности посещать школу в связи с погодными явлениями и т. п.).

При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций. В нашей практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.

Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.

Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.

В своей практике учителя МБОУ «СШ № 43″ используют следующие формы дистанционного обучения:

on-line лекции (Skype технологии);

Чат (видеочат) – занятия (консультации, текущее оценивание, деловые игры, итоговое оценивание) – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Все формы ДО можно использовать при реализации различных образовательных программ:

– Участие (on-line, of-line) в обучающих интернет-мероприятиях : интернет-фестивалях, конкурсах, олимпиадах, викторинах и др.
– Подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ, ГИА, используя интернет-ресурсы
– Участие в школьных телекоммуникационных мероприятиях.
– Дополнительное обучение “по интересам”: сетевые сообщества по интересам, мастер-классы, дистанционные курсы.
– Исследовательская и проектная деятельность: сетевые проекты .

Таким образом, организовать общение с обучающимися по электронной почте, создать блог и разместить там задания для детей, создать таблицу для фиксирования результатов выполнения заданий и предоставить доступ к ней всем обучающимся, организовать в блоге обсуждение какой-либо темы – это умеют все наши учителя.

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

  1. учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
  2. решать психологические проблемы учащихся;
  3. снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
  4. правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  5. расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  6. проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.
  7. дает возможность научиться on-line общению, участию в дистанционных конкурсах, олимпиадах.

Дистанционное обучение школьников Ивановской области
Дистанционное обучение школьников Ивановской области ЦОКО

 Олимпиады и конкурсы

МБУДО «Центр развития детской одаренности» г.Иванова

Постоянные мероприятия

Всероссийская олимпиада школьников

Олимпиада для начальных классов «Турнир Смешариков»

Математическая декада

Городской ученический Форум «Горизонты поиска и достижений»

 

Официальные сайты олимпиад

1. Официальный портал центрального оргкомитета всероссийской олимпиады школьников.

2.   На этом сайте Вы найдёте всю необходимую информацию для участников и организаторов
первого, второго и третьего этапов всероссийской олимпиады школьников в Москве, в том числе базу заданий прошлых лет, а также информацию о выступлении московских школьников на заключительном этапе олимпиады и многое другое.

3.   На этом сайте Вы найдёте всю необходимую информацию для участников Московской олимпиады школьников, которая включает в себя соревнования по 18 предметам, в том числе архив заданий прошлых лет и многое другое.

4.  Сайт Турнира имени М.В. Ломоносова – одной из самых масштабных олимпиад школьников по количеству участников и охвату регионов.

5.   Сайт олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», которая всего за пару лет стала одним из самых масштабных и любимых школьниками и их родителями мероприятий в Москве.

6.   Сайт Турнира Городов – одной из традиционных математических олимпиад, которая ежегодно проводится во многих регионах России и за рубежом.

7.  Сайт олимпиады имени И.В. Курчатова. Олимпиада проводится по физике и математике при поддержке Московского физико-технического института и НИЦ «Курчатовский институт».

8.  Объединённая межвузовская математическая олимпиада предназначена для школьников старших классов и проходит на территории более чем 20 субъектов РФ.

9.   На этом сайте Вы сможете найти много других не менее интересных мероприятий, не упомянутых выше.а

Информация

1.   Информационный портал о большинстве олимпиад и конкурсов в России.

2.  Новостной портал, где Вы всегда найдёте всю самую свежую информацию об олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, нацеленных на поддержку одарённых детей.

3.  Страница содержит информацию, которая может помочь школьникам в подготовке к первым этапам всероссийской олимпиады.

4.  Здесь Вы найдете самый полный календарь событий в мире олимпиад.

5. Календарь московских мероприятий.

6.   Информационная статья о том, как создать свой собственный график мероприятий.

Полезно знать

1.  Сайт Российской газеты, на котором публикуются нормативные акты Министерства образования и науки РФ.

2.   Сайт Российского совета олимпиад школьников. Здесь Вы сможете найти информацию об олимпиадах, входящих в Перечень олимпиад школьников, который ежегодно обновляет и публикует Минобрнауки России.

3.  Система СтатГрад для школ.

Результаты Всероссийской олимпиады школьников 2017-2018 учебного года

Результаты Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 учебного года

Протоколы и работы учащихся школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года
Подведены итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году.
Результаты