В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.
Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Наша школа старается идти в ногу со временем и развивает на своей базе дистанционное обучение. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.
Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, это:
- потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
- работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
- при заочной (экстернатной) форме обучения;
- выполнение проектов и исследовательских работ;
- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
- увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
- создания образовательного пространства;
- формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
- развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Дистанционное обучение не столь уверенно и интенсивно, но все же входит и в среднее образование.
В нашей школе выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:
- повышение качества общего образования;
- обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;
- обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);
- обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне;
- обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;
- обеспечение возможности дополнительного образования;
- обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;
- обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, учащиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.).
Для учителей также открываются уникальные возможности повышения квалификации не только по месту жительства, но и в научных центрах страны, возможность через виртуальные методические объединения обмениваться опытом с коллегами из других регионов, активно участвовать в форумах виртуального методического объединения.
Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – одна из форм электронного обучения, при котором:
Ученик:
- выбирает форму обучения с использованием ДОТ,
- планирует время изучения материала,
- планирует последовательность изучения материала.
Должен:
- изучить материал образовательной программы,
- достичь требуемых результатов обучения.
Учитель:
- организует образовательный процесс с использованием ДОТ,
- разрабатывает и предоставляет учебные материалы,
- проводит формирующее и итоговое оценивание,
- консультирует,
- оказывает помощь,
- является ответственным за достижение обучающимся планируемых результатов.
В МБОУ «СШ № 43» обучение с использованием ДОТ применяется системно, для изучения целого курса одной или нескольких учебных дисциплин, или не постоянно, а в связи с возникшей необходимостью, например:
- При изучении отдельных тем курса: для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых учащихся или очень сильных учащихся;
- обучение в отдельные временные промежутки (при длительной болезни, невозможности посещать школу в связи с погодными явлениями и т. п.).
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций. В нашей практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.
В своей практике учителя МБОУ «СШ № 43» используют следующие формы дистанционного обучения:
on-line лекции (Skype технологии);
Чат (видеочат) – занятия (консультации, текущее оценивание, деловые игры, итоговое оценивание) – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Все формы ДО можно использовать при реализации различных образовательных программ:
– Участие (on-line, of-line) в обучающих интернет-мероприятиях : интернет-фестивалях, конкурсах, олимпиадах, викторинах и др.
– Подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ, ГИА, используя интернет-ресурсы
– Участие в школьных телекоммуникационных мероприятиях.
– Дополнительное обучение “по интересам”: сетевые сообщества по интересам, мастер-классы, дистанционные курсы.
– Исследовательская и проектная деятельность: сетевые проекты .
Таким образом, организовать общение с обучающимися по электронной почте, создать блог и разместить там задания для детей, создать таблицу для фиксирования результатов выполнения заданий и предоставить доступ к ней всем обучающимся, организовать в блоге обсуждение какой-либо темы – это умеют все наши учителя.
Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:
- учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
- решать психологические проблемы учащихся;
- снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
- правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
- расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
- проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.
- дает возможность научиться on-line общению, участию в дистанционных конкурсах, олимпиадах.
Дистанционное обучение школьников Ивановской области
Дистанционное обучение школьников Ивановской области ЦОКО
Олимпиады и конкурсы
МБУДО «Центр развития детской одаренности» г.Иванова
Постоянные мероприятия
Всероссийская олимпиада школьников
Олимпиада для начальных классов «Турнир Смешариков»
Городской ученический Форум «Горизонты поиска и достижений»
Официальные сайты олимпиад
1. Официальный портал центрального оргкомитета всероссийской олимпиады школьников.
9. На этом сайте Вы сможете найти много других не менее интересных мероприятий, не упомянутых выше.а
Информация
1. Информационный портал о большинстве олимпиад и конкурсов в России.
4. Здесь Вы найдете самый полный календарь событий в мире олимпиад.
5. Календарь московских мероприятий.
6. Информационная статья о том, как создать свой собственный график мероприятий.
Полезно знать
1. Сайт Российской газеты, на котором публикуются нормативные акты Министерства образования и науки РФ.
Результаты Всероссийской олимпиады школьников 2017-2018 учебного года
Результаты Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 учебного года
Протоколы и работы учащихся школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года
Подведены итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году.
Результаты